Страница Николая Купцова
Страна: Россия
Город: Красноярск
Имя: Николай
Фамилия: Купцов
Пол: мужской
Дата рождения: 12 мая 1977
Возраст:47 лет
Статус: Time is Luxury
Последняя запись на стене: #Мордовские_сказки
#Увлечение_рукой
РОСКОШЬ
Филипп Перро. Роскошь: Богатство между пышностью и комфортом в XVIII-XIX веках
История и теория роскоши
«На днях мне нужно будет купить раба в Константинополе, а ещё одну грузинскую рабыню, потому что человек, не имеющий рабов, – глупец, ведь нет ничего глупее равенства, особенно для людей, которых оно стесняет, а меня оно стесняет чрезвычайно. Я ненавижу Европу, ненавижу мою родную Францию, мою щедрую родину, охотно послал бы её ко всем чертям теперь, когда я приоткрыл дверь в иные края. Мне кажется, я был когда-то занесён ветром в эту грязную страну, но рождён где-то далеко, потому что во мне всегда жили неясные воспоминания или смутные образы благоуханных берегов, синих морей. Я был рождён стать императором Кохинхины, курить трубки длиной в 36 туазов, иметь шесть тысяч жён и тысячу четыреста юношей, кривые сабли, чтобы сшибать головы тем, чьи физиономии мне не нравятся, нумидийских кобылиц, мраморные бассейны…»
Так буйствовал в воображении своём Гюстав Флобер, пишучи письмо Эрнсту Шевалье в скучном буржуазном 1840 году, когда золотые времена европейского очарования роскошью, истинно животворящего её воздействия на дух и кровь европейцев давно уже оставались далеко позади. Это уже ностальгический дискурс.
«…а у меня, – заканчивается это головокружительное рассуждение, – есть всего лишь неутолимые, жгучие желания, ужасная скука и непрекращающаяся зевота. А ещё старая трубка и пересушенный табак».
Так вот, и в том разговоре, который теперь заводит о роскоши французский историк культуры Филипп Перро, тоже не о роскоши, в сущности, речь. Прошла, прошла пора очарований, настало время дистанцирований и анализа. (Жаль, кстати сказать, что в русском издании книги мы не обнаружим о её авторе ни единого сведения; то, что он именно француз и, по всей вероятности, именно историк культуры, – исключительно наши дерзкие читательские предположения. На звание антрополога он тоже вполне напрашивается, высказывая немало дельных замечаний об устройстве человеческой природы.) Роскошь здесь – не более чем способ (хотя, о да, – роскошный – со своими незаменимыми возможностями) разглядеть некоторые вещи, выходящие далеко за её пределы и, в сущности, – вы не поверите – имеющие к богатству, удобству и удовольствиям не такое уж большое отношение. Или даже – если совсем по большому счёту – никакого отношения вообще.
Они всего лишь оказались связаны с ними исторически. Правда, зато довольно накрепко. Потому и приходится развязывать, распутывать.
(…уж к удобству-то точно никакого отношения. «Подавать гостям, как притворщик Эзоп, рагу из языков птиц, обученных разговаривать; кормить, как Гелиогабал, свою дворцовую стражу рыбьими потрохами, страусиными мозгами и головами попугаев; поливать платаны, как Гортензий, сладким вином; разводить баранов, откармливая их таким образом, чтобы шерсть приобрела пурпурный оттенок и радовала глаз…» – да это же тяжкий труд. Дисциплина. Аскеза. Бедности подобное и не снилось.)
В некотором смысле роскошь прозрачна – и когда соблазняет и притягивает, и когда пугает, и отталкивает (а такие сюжеты в книге тоже рассматриваются: история борьбы с роскошью, её осуждения, отторжения, преодоления, вообще всякого рода личной и социальной защиты от неё – это отдельная, параллельная история, полная своих захватывающих событий). Роскошь – стекло с диоптриями, фокусирующее взгляд исследователя.
Высматривает же этот взгляд – используя расточительное излишество, буйную пышность и дорогой комфорт в качестве оптического прибора – пластичность человеческой натуры и устройство её мотивов. Природу человека как существа глубочайше и насквозь символического.
И понятно, что у исследуемого «сумасбродства» (именно таковым роскошь предстает сегодняшнему «разуму, рациональному и демократичному», который сам по себе – явление историческое, да и недавнее) есть своя, весьма жёсткая, логика – и своя сила принуждения. Вот эту логику – и способы действия этой силы, а главное, их историческую изменчивость – и исследует автор.
Историю роскоши, социальную и антропологическую (взятую в основном на небольшом историческом промежутке – в XVIII и XIX столетиях, но с обширными экскурсами и за их пределы), Перро раскладывает на семь глав. В первой – в «Ориентирах и перспективах» – обозначены основные его исследовательские установки. В остальных главах роскошь представлена в своих метаморфозах и обликах: от архаичного расточительства, призванного обеспечить своему субъекту почитание (граничащее, пожалуй что, и с сакральным трепетом), – через разнообразные её виды, степени, модусы и градусы (роскошь утилитарная, уравнительная, постыдная; роскошь фальшивая; роскошь, наконец, старинная), а также исторически изменчивые её толкования – и до роскоши общественной, государственной «или огосударствленной». Противопоставление этой последней и роскоши личной «явственно проявилось именно в XIX веке», потому что, лишь начиная с этого времени «демократические принципы делают из современного государства великого распределителя, раздающего «общественную» роскошь. Именно на него, наследника централизованных монархий, будет возложена обязанность расходовать огромные средства на роскошь, причём такие огромные, какие не могут себе представить даже самые богатые частные лица. «Именно оно, государство, – пишет Перро, – лишит пышность тщеславия и постыдного эгоизма – качеств, какими она, несомненно, обладала, особенно начиная с XVIII века».
Однако эта роскошь уже не чета прежней, сколь бы огромные средства на неё ни тратились. Нет в ней, утратившей личный характер, того, на что способны только частные, уязвимые в своей частности лица: исступления и надрыва. В осьмнадцатом столетии роскошь, хотя уже невнятно, ещё чувствовала свои сакральные – тёмные и страшные – корни. К девятнадцатому уже перестала.
История роскоши, того, как она насыщалась значениями и освобождалась от них, как меняла знаки на противоположные, предстаёт под пером Перро, таким образом, как история человеческой природы, спроецированная на определённый аспект социума, как история общественных напряжений и ценностей, которые языком отношений с роскошью всего лишь выговариваются. И это красноречивый язык.
К великому читательскому счастью, книга битком набита обильным фактическим материалом, а также цитатами – голосами из разных времён, о которых ведёт речь автор. Читатель-визуал очередной раз посокрушается об отсутствии иллюстраций (да и цветных бы!), которые, вне всякого сомнения, сильно обогатили бы повествование, ведь на роскошь, чтобы она была действительно воспринята и пережита в качестве самой себя, непременно надо смотреть! Она должна дразнить глаз и поражать воображение! Впрочем, воображение здесь и так найдёт от чего оттолкнуться. Причём ему будет предложено отправиться, среди прочего, и по путям не вполне традиционным.
Мы узнаем не только о том, что почиталось роскошным в пору «многолюдных празднеств и изысканных приёмов Короля-Солнца» (всё, там происходившее, в конце концов, вписывается в привычные представления, связанные с идеей «роскоши»). Нам предстоит открыть, как роскошь завоёвывала себе новые области (оставляя старые: ну кому бы пришло в голову уже в XIX веке «разводить баранов, откармливая их таким образом, чтобы шерсть приобрела пурпурный оттенок и радовала глаз»?) Как, например, оборачивались торжеством невиданной дотоле роскоши недорогие по существу и более того – «стандартные, унифицированные» предметы, появившиеся, однако, в обескураживающем изобилии с началом промышленной революции. И у посетителей Всемирных выставок и первых больших универсальных магазинов, у читателей и листателей их каталогов замирал дух: в чувственном и вроде бы даже доступном облике представала им сама Бесконечность.
«Начав (благодаря развитию текстильного производства) с готовой одежды и её аксессуаров, копируя то, что шилось по мерке, а также (благодаря прогрессу в области электрохимии или технологии эстампов) с безделушек, ваз и других декоративных предметов, имитирующих ручную работу, серийное, то есть промышленное производство, будет расширяться и становиться разнообразнее. Это прекрасно доказывают многочисленные перечни недорогих изделий, представленных после 1855 года на различных Всемирных выставках, а ещё лучше это видно, если посмотреть год за годом каталоги универсальных магазинов: к тому, что предлагалось поначалу – белью, готовой одежде, модным новинкам, шалям, шёлку, мехам, головным уборам, кружевам, – к 1870 году добавятся постельное бельё, мебель, ковры машинной выработки, стеклянная и керамическая посуда, безделушки, детские игрушки, предметы домашнего обихода, садовый инвентарь, спортивные принадлежности».
О, этот список кораблей… И всё это ведь новые воплощения роскоши, которые, впрочем, вскоре – уже в XX столетии – будут ею оставлены.
Узнаем мы заодно и о том, что, при всех переменах во внешних обликах роскоши, в самой интуиции её оставались некоторые константы, незыблемые точки, опираясь на которые, могли – и по сию пору могут – возникать всё новые и новые её виды. Как видно на примере множества недорогих стандартных вещей, поражавшего европейцев эпохи первых Всемирных выставок, к существу роскоши всегда будет принадлежать так или иначе понятый избыток. А ещё – глубоко родственный избытку – выход за пределы, прочерчиваемые актуальной культурой «среднему» человеку. Род исступления. Экстаза.
Причём на самом деле она хоть и экстаз, но всегда, так или иначе, экстаз практически значимый. Функциональный. Даже когда эта практичность и функциональность современниками не опознаются. Но на то и исследователи, чтобы их выявить.
Что до проповеди воздержания и самоограничения – ценностей, неотъемлемых от протестантской этики, а с нею – и от отношения к жизни, легшего в основу культуры современного Запада, – то она изначально была обречена на вторичность: само ёе существование определялось роскошью, тягою к роскоши самой человеческой природы (не определяется ли и по сей день?).
И надо ли уточнять, что всё это ещё и о том, что роскошь – как культурная форма, как модус отношения к жизни – при всей своей, неоднократно и убедительно доказанной, пагубности – неуничтожима?
История роскоши – это (ещё одна из множества) история способов человека быть и заявлять о себе.
В конечном счёте, при разговоре о материях исторических и культурных речь ведь всегда – о чём бы ни шла – идёт о самовыстраивании, самовылепливании человека. А роскошь не более чем средство.
Или, как выражается сам Перро, «в сущности, она лишь метафора».
Источник: Библионавтика
clck.ru/Z5Eyw
Бонус-трек:
Как пишет Тэн в «Английских заметках»: «Ковры и длинные навощенные полотна во всю стену, от пола до потолка; ковры служат для сохранения тепла, клеёнку, по которой ходят, можно мыть, она сохраняет чистоту ковров. В моей спальне стоит стол из редких сортов древесины, на этом столе четырёхугольник мрамора, на мраморе кольцо из тростника, и всё это служит подставкой для резного графина, увенчанного стаканом. Книгу не положат просто на стол: на столе имеется небольшая подставка специально для книг. Свеча здесь не просто свеча, которую задувают, когда ложатся спать: её вставляют в широкую стеклянную ёмкость, снабжённую специальным автоматическим гасильником. — Есть и другие, ещё более поразительные предметы: для того, чтобы понять их предназначение, нужно хорошенько подумать. — Порой эти устройства стесняют, создают не удобства, а помехи. То же самое и в путешествиях; я видел англичан, нагруженных таким количеством разных предметов: лорнетов, моноклей и биноклей, зонтиков, тростей и палок с железными набалдашниками, пальто, трико, плащей, дорожных несессеров, утвари, книг и газет, что на их месте я бы остался дома. — Если перебраться из Англии во Францию, а из Франции в Италию, количество предметов начинает уменьшаться. Жизнь становится проще, если можно так выразиться, более обнажённой, более непредсказуемой, менее загромождённой неудобными удобствами».
Получив поначалу распространение на севере Европы, эта новая материальная культура — поощряемая, хотя и не напрямую, не откровенно, протестантской строгостью, — вполне приспособилась тем не менее к ограничениям, которые накладывает влажный и сырой климат. Там, где нужны хорошо утеплённые дома, плотная одежда, сытная еда, больше света и отопления, качество и прочность вещей гораздо важнее изящества и моды. «Тонкое бельё больше ценится, чем кружева, мясные блюда, питательные, просто приготовленные, предпочтительнее кулинарных изысков, соусов и лакомства континентальной кухни». Примета времени и пример этой английской роскоши, основательной и полезной, что создавалась для себя, для собственного жилища: столовое серебро, красивое, но при этом функциональное, комнаты многочисленные, но не простаивающие без дела или знаменитая «английская мебель», сочетающая элегантность и комфорт. Роскошь приглушённая, добротная, в которой строгость линий под стать тёплым материалам. Роскошь, если можно так выразиться, интимная, почти добродетельная, как роскошь предметов, предназначенных для гигиены, для ухода за собой, за своим телом и своим жилищем: «…Роскошь и чистота, что оказывает столь благотворное влияние на здоровье физическое и моральное, которые можно наблюдать лишь у народов богатых и достигших высших ступеней цивилизации… эта добродетель тела в сегодняшней Англии весьма распространена, как прежде распространена была в Голландии». Впрочем, ещё прежде, чем произойдёт огромный подъём в области domestic technology (домашних технологий), прежде, чем появятся первые устройства знаменитой английской сантехники, повсеместно будут отмечены признаки «борьбы за гигиену».
Всё тот же Тэн свидетельствует об этом с восхищением, которое граничит с изумлением: «В моей спальне… два туалетных столика, каждый с двумя выдвижными ящиками, на первом стоит зеркало, на втором три кувшина — большой, маленький и средний для горячей воды, два фарфоровых тазика, подставка для зубных щёток, две мыльницы, графин со стаканом, глубокая миска тоже со своим стаканом. Рядом третий туалетный столик, очень низенький, ведро, ещё один таз, большая плоская цинковая ёмкость для утренних умываний. В туалетной комнате вешалка с четырьмя полотенцами разных размеров, одно из них толстое и ворсистое. — Ещё одна туалетная комната рядом со спальней, и это настоящее чудо. — Салфетки под всеми ночными горшками и предметами утвари; чтобы содержать в таком виде жилое помещение, нужна постоянно работающая прачечная. — Три пары свечей, одна из них прикреплена к переносному столику. Восковые спички, бумажные спички в маленьких красивых подставках, подушечка для булавок, фарфоровые гасильники для свечей, металлические гасильники. — Прислуга заходит в комнату четыре раза в день: утром, чтобы отодвинуть шторы и занавески, открыть внутренние ставни, унести одежду и обувь, принести огромный жбан горячей воды и пушистый половичок, чтобы встать на него ногами; в полдень и в семь вечера принести воды и всё остальное, чтобы гость смог помыться перед обедом и ужином; перед сном, чтобы закрыть окна, разобрать постель, приготовить лохань для мытья, сменить бельё, и всё это делается степенно, молча, уважительно. — Простите меня за эти, вроде бы незначительные, подробности, но они необходимы, чтобы представить себе, как англичанин управляется с роскошью; на обслуживание дома и собственный комфорт он тратит огромные деньги, и в шутку можно сказать, что пятую часть жизни он проводит в своей ванне». Но помимо самой вещи становится важно, как она выглядит «на просвет», её сияние и прозрачность. Эстетика света через этику ухода за жилищем: кожаные и медные поверхности, стекло и посуда, фиакры и лошади — всё это чистится, смазывается, протирается, натирается воском, покрывается лаком, всё, что блестит и сверкает — вплоть до искусственных газонов, которые ежедневно сворачиваются в валики, — становится признаком морального состояния и материального достатка.
Источник: Филипп Перро. Роскошь: Богатство между пышностью и комфортом в XVIII-XIX веках.
☂
Если мужчина и женщина друзья, значит они бывшие или будущие любовники.
/Коко Шанель/
Роскошь — это предметы первой необходимости. ©
Был онлайн ВКонтакте: 02 июня 2024 в 12:41
Заходил: с android устройства
ВКонтакте сейчас: offline
ID анкеты: vk.com/id50306222
Домен анкеты: vk.com/kupez_krsk
Деятельность: Интернет, общество, социальное предпринимательство
Разместить запись на стене: нельзя
Комментировать записи на стене: можно
Отправить личное сообщение: нельзя
Друзей: 431
Подписчиков: 52
Видеозаписей: 1763
Фотографий: 1990
Фотоальбомов: 4
Аудиозаписей: 1532
Подарков: 8
Сообществ: 9
Школа: Школа №8, 1983 – 1994
О себе: Моя Личная Миссия.
Моя Личная Миссия - возрождать и укреплять семейные и родовые ценности Русского народа, а также честные традиции русского предпринимательства. Русский - это состояние Души.
Мои ценности и принципы.
1. Моя Семья, Моё Родовое Поместье, Мой Род, Моя Родина и Природа есть для меня основные ценности.
2. Я обладаю личной властью. Каждый день я уверенно и последовательно реализую свою Личную Миссию.
3. Я обладаю личной ответственностью за свои мысли и поступки. Я развиваю в себе сильный и решительный мужской характер.
4. У меня простая, чистая, образная речь. Я всегда держу данное самому себе и другим людям Слово.
5. Все события в моей жизни являются позитивными. Это ценный опыт, который я эффективно применяю для саморазвития.
6. Я искренне и открыто общаюсь с людьми. Я доверяю людям. Каждый человек имеет право на свою Личную Миссию.
7. Я веду Здоровый Образ Жизни.
Мои интересы: Саморазвитие, общество, путешествия, древнеславянская культура
Любимые телешоу: Нет
Любимые книги: Достаточно Общая Теория Управления
Любимая музыка: Космическая, шаманские напевы, древнеславянская музыка
Любимые цитаты: Восприятие вариантов с исчезающе малой вероятностной предопределённостью их осуществления и устойчивое управление в переходных процессах, ведущих к ним, способны неузнаваемо преобразить Мир. Но такая возможность открывается высокой нравственно обусловленной духовностью и сопряжённым с нею личным чувством меры, лежащим в основе управленческой квалификации, компенсирующей малую устойчивость переходных процессов к желанному варианту будущего высокой свободно избранной самодисциплиной. /ДОТУ/
Сайт: instagram.com/kupezkrsk
Главное в жизни: Саморазвитие
Главное в людях: Смелость и упорство
Отношение к курению: Компромиссное
Отношение к алкоголю: Компромиссное
Анкеты моих друзей: 431 чел.
«Политика конфиденциальности и отказа от ответственности»
Страница Николая Купцова сгенерирована автоматически на основании API-ответа от социальной сети ВКонтакте, ответ содержит только открытые данные анкеты vk.com/id50306222, которые не были скрыты настройками приватности.
VKBAZA.COM не собирает и не хранит медиафайлы и текстовые данные людей ВКонтакте на своих серверах.