Анкета Вадима Демидова
Страна: Россия
Город: Нижний Новгород
Имя: Вадим
Фамилия: Демидов
Пол: мужской
Статус: группа ХРОНОП. Обучаю сонграйтингу.
Последняя запись на стене: СОНГРАЙТИНГ: О ЧУВСТВЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОГРЕССИИ
Я тут в фб-сообществе Хронопа поделился своим наблюдением, что в песне памяти Алексея Навального* и в «Я русский» Шамана используется одна и та же аккордовая прогрессия, а именно фем-прогрешн vi-IV-I-V, и мне это немножко бьет по ушам. Лучше, наверное, не допускать таких параллелей. Но если судить по комментариям под моим постом, слушателям нет дела до аккордов.
Ок, пусть слушателям до аккордов нет дела, но хорошо ли, что музыкантам тоже до этого нет дела? Я вот не верю, что можно построить интеллектуальную Россию будущего на заезженных аккордовых последовательностях. Честно, не верю. Напомню, что хиппи изменяли мир с помощью оч.непростой музыки – поздние битлы, Пинк Флойд, Лед Зеппелин, Джони Митчелл, Джими Хендрикс (список можно бесконечно длить). Можно, сказать, это была музыкальная революция. И она удалась.
А теперь небольшой ликбез по злополучной фем-прогрешн vi-IV-I-V.
Вообще эта аккордовая последовательность сравнительная молодая. Считается, что впервые ее использовал участник The Mamas & the Papas Джон Филлипс в песне San Francisco, которую исполнял Скотт Маккензи. А популяризовала ее Джоан Осборн в песне One of Us. Нередко ее так и называют - «прогрессия ванофас».
В 2008-м году обозреватель Boston Globe Марк Хирш ввел термин Sensitive Female Chord Progression (“чувственная женская аккордовая прогрессия”) - из-за популярности этой аккордовой схемы среди женщин-певиц, они использовали ее для эмоциональных песен. С тех пор ее и прозвали фем-прогрешн.
Сегодня фем-прогрешн одна из самых популярных последовательностей аккордов в поп-музыке. Ее можно рассматривать как частный случай (перестановка) осевой прогрессии I-V-vi-IV, чемпиона по хитовости среди всех аккордовых схем.
Как мы видим, фем-прогрешн vi-IV-I-V начинается с минорного аккорда, но три последующих аккорда – мажорные, и поэтому слушательское восприятие ее тона может колебаться между мажорным ладом и натуральным минором.
К примеру, в известной песне The Cranberries – Zombie фем-прогрешн присутствует почти на всем протяжении, и это явно натуральный минор.
Но бывают случаи, когда минор соперничает с мажором за чувство тонического центра песни. Возьмем ту же One of Us Джоан Осборн. Куплет явно ощущается как минорный. Но после него следует пре-корус, который способствует переворачиванию фем-прогрешн в осевую прогрессию, что мажорная с тональным центром в I (I-V-vi-IV). Впрочем, все это достаточно тонкие вещи, и во многом построены на субъективном чувстве.
Примеры фем-прогрешн:
Adele – Hello
Sarah McLachlan - Building A Mystery
Red Hot Chili Peppers - Don't Forget Me
The Offspring - Self Esteem
Sia - Cheap Thrills
Green Day - 21 Guns
Green Day - Holiday
Iggy Pop - The Passenger
Echosmith – Cool Kids
Imagine Dragons - Bleeding Out
На своих онлайн-занятиях по сонграйтингу я нередко привожу в качестве примера фем-прогрешн песню Джастина Бибера – Ghost, в ней довольно яркий и пружинистый вокальный рифф (пусть и пентатонический), и поэтому песня неплохо работает.
В русском роке фем-прогрешн тоже широко представлена. Например:
«Би-2» - «Аллилуйя»
Бранимир п.у. 25/17, Чиж - «В нашем маленьком городе»
Animal ДжаZ – «Три полоски».
Как я уже писал, качество песни зависит не только от аккордовой прогрессии, но в большей степени от мелодического содержания, от присутствия в вокальной теме верхних аккордовых расширений (9-й, 11-й и 13-й ступеней) и слабых долей. Нужно понимать, что аккордовая сетка вышеперечисленных песен схожа, и поэтому важно сочинить яркую вокальную мелодию, чтобы песня выделялась из общего ряда.
Так песня Animal ДжаZ – «Три полоски» начинается сразу со слабой доли и с 9-й ступени «КАк же произошло-о…», - отсюда ее мелодическая красота. Чтобы получилось не хуже, нужно представлять, что такое синкопа и что такое верхние аккордовые разрешения, и как они работают, - без знаний музык.теории красота, скорее всего, не возникнет. А то, что ребята из Animal ДжаZ теорию знают, у меня не вызывает сомнений.
Сам я тоже пару раз использовал фем-прогрешн в песнях Хронопа. Причем это песни середины нулевых: «Любовь, свобода и рок-н-ролл» и «Двое» (ее для трибьюта Хронопа записал Паша Пиковский и нередко поет на своих концертах). Сейчас я с фем-прогрешн уже не работаю, - интересны более авторские прогрессии. Однако для любого автора-новичка (или не знакомого с теорией) овладение популярными прогрессиями – задачка важная.
Собственно овладение поп-гармониями и есть первый этап обучения сонграйтингу. Чем больше в голове различных шаблонов прогрессий (а фем-прогрешн – конечно, уже клише), тем легче сочинять песни. Но когда эти прогрессии уже уютно обосновались в голове автора, можно переходить к сочинению своих авторских прогрессий.
……………..
Занятия по сонграйтингу провожу по скайпу. Есть желание заниматься – пишите в личку.
*иноагент
Был онлайн ВКонтакте: 28 марта 2024 в 19:26
Заходил: с android устройства
ВКонтакте сейчас: offline
ID анкеты: vk.com/id2901394
Домен анкеты: vk.com/vdemidov
Деятельность: Музыка: группа Хроноп.
Романы: "Сержант Пеппер, живы твои сыновья!", "Там, где падают ангелы", "#Яднаш", "2028, или Одиссея Черной Дыры"
Разместить запись на стене: можно
Комментировать записи на стене: можно
Отправить личное сообщение: можно
Друзей: 3404
Подписчиков: 710
Видеозаписей: 132
Фотографий: 5301
Фотоальбомов: 36
Аудиозаписей: 167
Подарков: 37
Сообществ: 84
Вуз: НГТУ им. Алексеева 1983
Сайт: www.hronop.com; https://www.facebook.com/vadim.demidov.9
Анкеты моих друзей: 3404 чел.
«Политика конфиденциальности и отказа от ответственности»
Анкета Вадима Демидова создана автоматически при помощи API-ответа от социальной сети ВКонтакте, ответ содержит только открытые данные анкеты vk.com/id2901394, которые не были скрыты настройками приватности.
VKBAZA.COM не собирает и не хранит медиафайлы и текстовые данные людей ВКонтакте на своих серверах.